Привычка грызть ногти встречается у очень многих детей. Раньше родители вообще не придавали этому значения, считая, что все само пройдет. Сейчас, когда психология развивается и становится частью жизни обычного человека, мы начинаем понимать, что не все так просто. И дело не только в красоте, но и в проблемах, которые испытывает ребенок, а мы же хотим, чтобы он был здоров не только физически, но и морально, социально адаптирован, спокоен и счастлив.
Давайте разбираться, о чем говорит эта привычка, что за причины, по которым ребенок грызет ногти, и как от этого отучить.
Причины возникновения привычки
Психологи сообщают нам, что эта проблема действительно серьезна и одергиванием каждый раз ее решение не ограничится, и даже наоборот, может сделать хуже. Для этой привычки даже нашелся в психологии специальный термин – онихофагия и определение: без рациональной цели и на основе сильного желания поведение, которое приносит временное удовлетворение.
Уже существует статистика этой проблемы:
Привычка начинается как бессознательная потребность, которая обязательно должна быть реализована, а переходит в серьезную установку. Если появляется такая привычка, надо обратить на нее внимание, обычно это свидетельствует о наличии у ребенка напряжения. При этом он сам не объяснит, что происходит, поскольку не понимает источник. И в этом случае грызть ногти несколько успокаивает маленького человека.
Кроме этого, психологи отмечают, что привычка может появляться для стимуляции нервной системы и при перфекционизме. Стимуляция происходит, когда малышу скучно, он не понимает, чем заняться. А перфекционизм, как любое стремление к совершенству, требует «исправить какие-то некрасивости», пусть таким странным способом.
Есть и другие причины:
Есть еще одна версия о генетической привычке грызть ногти. На основе изучения животных, ученые установили, что когда ребенок испытывает стресс, в мозгу активизируется заложенный природой механизм «ухода за собой» (животные при этом начинаются выдергивать свою шерсть).
Допускается, что это действие может быть просто плохой привычкой, но психология против такой постановки вопроса и предупреждает о последствиях.
Зачатки этой привычки чаще всего начинаются в раннем детстве, в период частого соприкосновения с пальцами. Когда младенца отлучают от груди, он тянет в рот свои собственные пальцы. Прорезывание первого зуба – одинаково мучительный процесс и для полугодичного ребенка, и для двухгодичного. Потом на смену молочным зубам вылезают постоянные и это тоже весьма неприятное ощущение. Стрессовые ситуации, такие как первый поход в детский сад или поступление в первый класс. Переезды, проблемы в семье, сложности с учебным процессом, со сверстниками – все это не проходит бесследно.
Возрастные переломные моменты, кризис 3-го года, который может настигнуть малыша. То же самое с кризисом 5-го года. Не говоря уже о пубертатном периоде, когда почти каждый день подростка преследуют проблемы созревания и коммуницирования. И каждый кризисный момент может ознаменоваться подобным странным самоутверждением. Чаще привычкой страдают мальчишки.
Девочки в детстве переживают еще больше из-за своей эмоциональности. Но по причине большей послушности они могут перестать грызть ногти из-за замечаний. Позже, с 12 лет их уже волнует вопросы красоты, поэтому мотивация становится более сильной, чем желание погрызть ногти, которые красятся и всячески оберегаются.
Вред привычки
Противная, скажем прямо, привычка сказывается на отношении сверстников, которые могут сделать ребенка предметом для насмешек. Все это усилит тревожность, стрессовые ситуации станут постоянными, в подростковом возрасте ребенок будет чувствовать себя гораздо более одиноко, и замкнутый круг будет разорвать очень сложно. В результате вырастет взрослый человек, продолжающий это делать, что тоже скажется на социальных отношениях.
Теперь о медицинских аспектах проблемы:
Как навсегда отучить ребенка грызть ногти на руках
Самое главное – не ругать, не бить по рукам, не усугублять и без того нелегкое положение – ребенок теперь будет мучиться уже от того, что не может с этим справиться. Как и любая привычка, эта тоже искореняется с большим трудом, достаточно долго и при условии большой терпеливости.
Когда мама замечает у ребенка эту беду, необходимо проанализировать – что происходит с ребенком, что его тревожит. Процесс этот нелегкий, но понять нужно. Часто с детьми возникает самая распространенная проблема – они испытывают дефицит внимания и (это классика) пытаются к себе его привлечь. Если получается – хорошо, если нет, то эта привычка хотя бы успокаивает. Поэтому попробуйте общаться с ребенком больше, занимайтесь им, выказывайте свою ласку и нежность.
Придумывайте побольше общих занятий, перенаправьте внимание ребенка на другие, более интересные вещи. Кроме того, можно занять ручки малыша интересными игрушками, продаются игрушки со стресс-наполнителями или игрушки-трансформеры. Они очень увлекают ребенка и он может забывать о привычке все больше и больше.
Иногда хорошо работает мотивация. Можно договориться с ребенком, что если он будет следить за собой и откажется грызть ногти, вы обещаете исполнить какое-нибудь давнее желание и чем ярче и активнее желаемое, тем ближе успех.
С девочкой немного проще: предложите сделать ей маникюр. Во-первых, она давно видела, как это делает мама и конечно же, как любая малышка, одеть мамины туфли, накрасить губы или ноготки – это очень желанная штука. После того, как вы вместе красиво накрасите ногти, при этом украсьте их бабочками, цветами и другими трафаретами, нужно поговорить о том, что вашей девочке так идут такие ноготки и что если она будет грызть их, то красиво они выглядеть не будут. Такая положительная процедура подчеркнет взрослость, улучшит настроение плюс общение с мамой на равных.
Если в течение нескольких месяцев все методы испробованы и не помогают, нужно обратиться к медикаментозным способам решения проблемы. В аптеках продаются лаки, которые созданы как раз для таких моментов. Они очень горькие и у ребенка постепенно вырабатывается неприятие вплоть до рефлекса. Только поясните при этом, что противный вкус именно из-за привычки грызть ногти, а не из-за лака.
Если случай совсем непростой и вы замечаете сильную тревожность, необходимо обратиться к специалисту. Сами вы не определите невроз или что-то похуже. И чем раньше начать лечение, тем лучше. После правильно поставленного диагноза малышу будет назначена лекарственная терапия и другие методы коррекции состояний. Ребенку будет необходимо позаниматься с психологом, с которым он будет рисовать свои страхи, общаться и постепенно замещать эту привычку другими действиями.
Советы психолога
Большинство специалистов сходятся в том, что желание грызть ногти – это проецирование своих эмоций, это наказание себя за что-то. А это что-то, как правило – завышенные требования родителей, которым ребенок не может пока соответствовать. А также, как мы уже говорили, многочисленные стрессовые ситуации и сопутствующие переживания.
Когда малыш не позитивен, не улыбается, пребывает в тревожном состоянии – это ненормально и хороший родитель это сразу заметит и постарается принять меры. И тут никакого чудесного исцеления ждать не стоит, нужно что-то делать и подключать кого необходимо. А пока некоторые советы на первый случай, которые нам вполне по силам выполнить и посмотреть, возможно, обойдется без привлечения врачей.
Не ругайте ребенка за эту привычку, ваше раздражение, нервозность передадутся малышу и еще больше усугубят его состояние.
Эта привычка – сигнал о том, что ребенку плохо, что-то его мучает, беспокоит, может быть, он испугался чего-то, с другой стороны, это может быть крайне возбужденное состояние. Вас ведь интересует, что происходит с вашим ребенком – поговорите с ним, узнайте для начала, мягко и ненавязчиво.
Попробуйте для начала успокоить ребенка, уделите внимание, вместе займитесь тем, что ему нравится, пройдитесь в интересное увлекательное место. Иногда можно просто занять ручки малыша интересным занятием – игрушками-трансформерами, антистрессовыми мячиками, мягкими необычайно приятными игрушками.
Попросите ребенка нарисовать то, что он чувствует, или о чем он думает. И подумайте над рисунком, а также расспросите его – а это что, а это кто? А что он делает? Подходите к этому не драматизируя, а легко, общаясь и шутя.
Мамам на заметку
Самые общие схемы борьбы с вредной привычкой такие:
Видео
Что следует из этого всего? Практически, то же самое, что и всегда: побольше общайтесь с ребенком, слушайте его и постарайтесь услышать – это самое главное, чтобы избежать любых проблем. Ваше взаимопонимание и доверительность сделают все сами. А как вы считаете? У вашего ребенка была такая проблема? Как вы с ней справились? Напишите пожалуйста.